Система управления ресурсами предприятия SAP ERP охватывает все участки финансового и управленческого учета, управления персоналом, оперативной деятельности и сервисных служб компании. Обеспечивает полную функциональность, необходимую для реализации информационных сервисов самообслуживания, аналитики.
Автоматизация в промышленности давно стала привычным процессом. Умные контроллеры управляют технологическими процессами на современных предприятиях всех отраслей промышленности, передавая информацию на компьютеры для анализа и принятия решений человеком.
Автоматизировать управленческие решения с помощью контроллера невозможно, поэтому разработаны и успешно идет внедрение по всему миру интегрированных систем, таких как SAP, представляющих собой конструктор взаимосвязанных модулей для управления процессом производства.
Немного о компании и продукте
В 1972 году в Германии пятью бывшими сотрудниками корпорации IBM была основана компания SAP (Системный Анализ и Разработка программ). Их целью было разработать стандартное программное обеспечение, объединяющее все бизнес процессы на предприятии в реальном времени.
Спустя двадцать пять лет компания SAP стала несомненным лидером в нише автоматизации по планированию ресурсами предприятия (Enterprise Resource Planning – ERP). Сегодня это корпорация, имеющая филиалы и дочерние офисы во всех промышленно развитых странах.
В России история компании насчитывает уже 20 лет. Первый офис этой международной корпорации был открыт в Москве еще в 1992 году. Сегодня офисы работают в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону; русский язык стал одним из основных языков локализации программных продуктов компании SAP, более 1000 сотрудников россиян занимается внедрением основных программных решений.
Что это такое
SAP ERP – информационная корпоративная система, основанная на методологии ERP (планирования ресурсами предприятия) и направленная на достижение оптимальности бизнес-процесса.
Для крупных государственных промышленных гигантов необходимо стабильное исполнение госзаказа в строго оговоренные сроки, для частных промышленных предприятий важнее прибыль и окупаемость оборудования.
Проекты, реализованные с помощью SAP, помогают и государственным, и частным структурам оптимизировать издержки и добиться намеченных целей на каждом этапе производственного цикла. При этом в основу принятия управленческих решений закладываются индивидуальные методы и принципы, актуальные только в конкретном случае.
SAP ERP система позволяет руководителю видеть процесс производства в реальном времени, при этом, не вникая в суть проблем, правильно оценивать динамику движения процессов на предприятии.
видео: SAP ERP — введение
Основные модули программы
Учет и контроль необходимы в любом деле, в бизнесе же каждый процент прибыли на учете, поэтому внедрение информационных систем, позволяющих сократить рутинные операции более чем на 50 %, показать прозрачность процессов изготовления продукции и дать легкий доступ к любой нужной информации – это путь к эффективной работе компании. Архитектура SAP нового поколения позволяет эффективно решать самые разные задачи, стоящие перед предприятием.
Все ключевые направления деятельности:
- оперативное управление производством;
- участки учета (бухгалтерия, финансы, склады, транспорт);
- планирование и контроль;
- кадры.
В системе наблюдается не только широкая функциональность, но и полная интеграция между модулями.
Набор стандартных модулей, предназначенных для управления всеми сферами деятельности, приведен ниже.
- Модуль FI (Финансы). Один из основных, централизует данные бухгалтерского учета и управления финансами. Выполняет операции с кредиторами, дебиторами, улучшает качество и сроки отчетности;
- Модуль АМ (Основные средства). Сюда входят все задачи по управлению основными средствами: планирование, контроль, ремонт, обслуживание на протяжении всего цикла функционирования оборудования;
- Модуль CO (Контроллинг). Учитывает затраты и прибыль. Формирует плановую и фактическую себестоимость, позволяет оперативно реагировать на изменение рынка, вырабатывает условия для качественного управленческого решения;
- PS (Проекты). Прикладной модуль, работающий с конкретным объектом, позволяет отслеживать проект с помощью графических элементов: сетевых графиков, диаграмм календарного планирования;
- Модуль MM (Материальные потоки). Решает вопросы снабжения и управления запасами путем оптимизации закупки материалов, управлением складским хозяйством. Тесно интегрирован с финансовым модулем FI;
- SD (Сбыт). Организует бизнес-процессы по отгрузке и продаже продукции с автоматической выдачей фактурированной отчетности.
- PM (Техобслуживание и ремонт оборудования). Автоматизирует процессы ремонта оборудования, позволяет планировать планово-предупредительные ремонты с дальнейшим контролем;
- QM (Контроль и управление качеством). Организует планирование и контроль качества при производстве и закупках. Взаимодействует с ММ;
- HR (Управление персоналом). Система для работы с кадрами, начиная от начисления зарплаты, до приема новых сотрудников. Сюда же включено обучение, переподготовка персонала и организационный менеджмент;
- WF (Информационные потоки). Информация автоматизирована по определенным правилам с использование специальных процедур. Электронная почта, система управления документами, интеграция с САПР – составные части модуля;
- IS (Отраслевые решения). Описана особая функциональность, которая соответствует определенной отрасли производства.
Дополнения к пакету
Необходимость обновлений в программном обеспечении вызвана самой жизнью, постоянным движением вперед человеческой мысли. То, что было хорошо еще 10 лет назад, сегодня требует доработки с учетом сегодняшних реалий. Поэтому компания SPA разработала новую стратегию поставки программного обеспечения для своих проектов.
Это пакеты расширения, которые предоставляют новые функциональные возможности в пределах конкретной группы пользователей, не задевая архитектуру проекта в целом.
Сегодня выпущен четвертый пакет обновлений, реализующий дополнительные возможности в области управления финансами, закупками, продажами, персоналом и т.д. Он включает в себя все предыдущие обновления, обладает дополнительными возможностями и службами по работе с WEB-интерфейсом, в него вошли новые отраслевые решения.
Примером может служить модуль RCM – это электронный документооборот. По-другому его называют модулем управления корпоративным контентом. Удобный элемент работы с документацией.
Этапы внедрения
Внедрение любой информационной системы процесс непростой, поэтапный, длительный и недешевый. Но любая фаза внедряемого проекта должна иметь конечный продукт с описанием.
Процесс запуска в работу проекта SAP ERP можно условно разбить на следующие этапы:
- создание документации об управлении проектом (приказ, устав, календарный план);
- обследование объекта автоматизации;
- концептуальное проектирование. (создание модели управления предприятием);
- поэтапная реализация;
- поддержка и обучение пользователей.
Преимущества пакета ERP
Что дает внедрение системы? Помимо того, что это очень затратный проект, он еще меняет структуру управления компанией. Поэтому оценить, как работает проект, без анализа и оценки эффективности изменений в работе компании нельзя.
И все же…Внедрение программ такого класса позволяет удалить самые болевые точки в работе предприятий. К ним относится «прозрачность» производства и неэффективность. Руководителю компании чтобы понять, «где болит», нужно изучить «симптомы». Вот это и помогает сделать такая система.
Еще путем автоматизации огромного числа функций она устраняет проблему неэффективности человеческого фактора. Там, где человек затрачивал для подготовки отчета более суток, система формирует данные за несколько минут.
Описание SAP R3
На российском рынке наибольшую популярность приобретает программа SAP R3. Что это такое? Это пакет бизнес-приложений, поддерживающий в последней 4.0 версии полный выход в Интернет, доступный для малого и среднего бизнеса по ценовым характеристикам. Пакет позволяет осуществлять стандартизацию внутренних бизнес-процессов, повышает эффективность работы предприятия.
Все важные области планирования, производства, контроля включает в себя система. Построенная на принципах клиент/сервер, она стала доступной для предприятий среднего бизнеса.
Внедрение таких систем с 1995 года позволяет констатировать, что сегодня они работают более чем в 40 странах. В России она очень широко используется для формирования заявок, проведения поставок.
Все большее представителей среднего, малого бизнеса осознают необходимость интегрированной автоматизации своих предприятий, этому способствуют инновации от компании SAP, которая разрабатывает проекты, доступные по цене и срокам внедрения для этой ниши рынка, например, SAP «Finansing».
По статистическим опросам, уже 76% компаний голосует за то, что IT – их помощник в бизнесе. Процесс конкуренции заставляет руководителей приходить к правильному решению: заняться внедрением проектов SAP.