Сравнение средней оценки ароматических свечей (выделено цветом) и свечей без запаха на Amazon.com. Пунктирная вертикальная линия показывает первый выявленный случай COVID-19 на территории США. График Washington Post.
Основной нейрологический симптом новой коронавирусной инфекции — это аносмия. Исследования показывают, что потеря обоняния предсказывает заболевание лучше, чем другие известные симптомы, к примеру, кашель или повышенная температура тела. Как и всё связанное с заболеванием, механизм, который заставляет терять способность различать запахи, исследован лишь частично. Но уже известно, что коронавирусная инфекция в большинстве случаев затрагивает не нейроны обоняния, а вспомогательные клетки, поэтому поражение не долгосрочное. Это могут подтвердить и сами переболевшие, которые постепенно вновь начинают чувствовать запахи.
Аносмия как признак развития COVID-19 хорошо известна и обывателям, далёким от медицины. Некто Терри Нельсон опубликовала в личном микроблоге наблюдение: на сайте ароматических свечей Yankee Candle появилось много негативных отзывов недовольных женщин. Покупательницы жалуются, что не чувствуют никакого запаха. Терри сардонически поинтересовалась, нет ли у них общей потери запаха и ощущения жара в теле.
Возможно, что негативные отзывы — это заболевшие коронавирусной инфекцией, которые ещё и сами не знают о своей болезни. Другой пользователь Twitter, Кейт Петрова, проверила это предположение с помощью статистических методов. В рамках личного проекта научный ассистент Гарвардского исследования по развитию взрослых собрала данные с сайтов продавцов ароматических свечей.
Отзывы покупателей трёх самых популярных продавцов ароматических свечей американской площадки Amazon.com подтвердили наблюдение. С января 2017 по январь 2020 года средний рейтинг колебался в районе 4,3 — 4,5, но затем пошёл на спад.
При этом свечи без запаха почти не потеряли в средней оценке. Петрова замечает, что отзывов на ароматические свечи больше, чем на свечи без ароматизаторов.
Исследовательница заглянула и в текст обзоров на свечи. В них стали чаще жаловаться на отсутствие запаха. Если в январе таких отзывов было меньше 2 %, то к ноябрю их доля выросла до 6 %. Поиск шёл по фразам вида «no scent» («нет аромата»), «faint smell» («слабый запах») и так далее.
Петрова опубликовала код использованного приложения на своём аккаунте GitHub. Обзоры с Amazon она скачивала с помощью дополнения Amazon Review Scraper браузера Chrome. Петрова напоминает, что это лишь эксперимент визуализации данных, а не полноценное исследование, хотя наличие связи всё равно продемонстрировано.
Аналогичная статистическая выкладка Морица Вагнера, аспиранта Лондонской школы гигиены и тропической медицины, касалась парфюмов на Amazon.co.uk и также выявила похожий тренд. У десяти самых популярных дух́ов средняя оценка упала, но не так заметно.